Войти Регистрация Поиск

​15 мемуаров, которые читаются запоем

15 мемуаров, которые читаются запоем

1. «Из Африки», Карен Бликсен 

В 1913 году нынешняя территория Кении была британской колонией и называлась Британской Восточной Африкой. Карен Бликсен переехала туда к мужу, кофейному магнату, который после Первой мировой войны стал ещё богаче. Жизнь на загадочном континенте казалась сказкой, пока розовые очки не спали с глаз писательницы.

Из-за постоянных измен мужа семья распалась, а Карен пришлось быстро учиться управлять кофейной фермой, находить общий язык с аборигенами и бороться с прихотями непростого климата. Одноимённая экранизация мемуаров с Мэрил Стрип в главной роли получила семь статуэток «Оскар» и три «Золотых глобуса».

2. «Пианист», Владислав Шпильман 

Польский пианист, радиоведущий и композитор Владислав Шпильман выпустил книгу сразу после окончания Второй мировой войны. В ней он максимально честно и подробно рассказал о немецкой оккупации, потере семьи, жизни в гетто и побеге из него. Два года ему пришлось скитаться по заброшенным зданиям, скрываться от нацистов и выживать всеми возможными способами. Кроме этого, Шпильман участвовал в сопротивлении и пытался изгнать врага из родной страны.

Незадолго до его смерти вышло расширенное издание мемуаров. В него вошли выдержки из дневника немецкого солдата Вильма Хозенфельда, который помог Шпильману выжить в конце войны. Книга была переведена более чем на 30 языков. История жизни выдающегося пианиста также стала известной благодаря оскароносному фильму Романа Полански.

3. «Крутой маршрут. Хроника времён культа личности», Евгения Гинзбург

В 1937 году журналистку и писательницу Евгению Гинзбург обвинили в террористической деятельности и приговорили к десятилетнему заключению. После этого она ещё восемь лет пробыла в ссылке в Магадане, пока её не реабилитировали. Ужасы репрессий и тюремной жизни она описала в автобиографии, которую на родине автора отказывались издавать до 1988 года.

Автобиография Гинзбург — это история о пытках, голоде и несправедливости сталинского режима. В книге она жёстко и без прикрас говорит о беспомощности людей перед лицом огромной системной машины, сметающей всё на своём пути.

4. «Автобиография», Агата Кристи

Мемуары королевы детективных романов сильно отличаются от того, что можно прочесть о её жизни в книгах биографов. То, чему они посвящали многие страницы, у Агаты уместилось в несколько строк. А те моменты, которым они не уделяли особого внимания, в её версии получили целые главы. Она писала о том, чтобы было важно именно для неё.

Писательница почти проигнорировала работу, рассказывая совсем о другом. На её долю выпало две мировые войны, измена любимого мужчины, тяжёлый развод и болезни. Но с какими бы трудностями она ни сталкивалась, Кристи находила силы, чтобы встать и продолжать жить.

5. «Прерванная жизнь», Сюзанна Кейсен

В конце 60-х, когда Сюзанне было 18 лет, она попала в психиатрическую больницу с диагнозом «пограничное расстройство личности» после попытки самоубийства. Вместо нескольких недель она провела там полтора года. Всё, что девушка знала о мире и себе, перевернулось для неё с ног на голову.Заточённая в четырёх стенах, она знакомится с пациентами и учится выживать в учреждении. Пребывание в больнице заставляет её поставить под сомнение само понятие «психическое здоровье». Кроме того, Сюзанна убеждается в том, что врачи мало представляют себе природу заболеваний и то, как их лечить. Мемуары вышли тогда, когда ещё было не принято публично обсуждать подобные темы, и смелость автора заслужила признание во всём мире.

6. «Прах Анджелы», Фрэнк Маккорт 

В начале XX века США накрыла волна массовой эмиграции из Ирландии. Люди пересекали океан в поисках лучшей жизни, оставляя дома и семьи. Многим удалось осуществить американскую мечту. Но семье Маккорт повезло меньше. Безрезультатные попытки влиться в новое общество и найти свой уголок привели их обратно в Ирландию.

Однако и тут их ждали сложности. Повальная безработица, пьянство отца и нищета заставили маленького Фрэнка быстро повзрослеть. Ему пришлось взять на себя груз ответственности и заботы о семье, хотя он был ещё ребёнком. Честный рассказ о своей жизни и борьбе за неё принёс автору Пулитцеровскую премию в 1997 году.

7. «Величайший урок жизни, или Вторники с Морри», Митч Элбом 

Когда Митч Элбом был студентом, его путь не пересекался с профессором социологии Морри Шварцем, который преподавал в его же колледже. Но уже журналистом он узнал, что Шварц страдает от тяжёлой неизлечимой болезни, медленно ведущей к параличу.

Элбом навестил профессора и проникся его историей. Их встречи стали регулярными. Каждый вторник Митч приезжал к Морри. Они вели душевные беседы о жизни и смерти, о любви и семье, о том, как важно в любых отношениях отдавать, а не только брать. Журналист отразил в своих записях мысли человека, который находился на смертном одре, и то, как эти встречи повлияли на него самого. Его воспоминания стали одной из самых читаемых книг в жанре мемуаров.

8. «Тостуемый пьёт до дна», Георгий Данелия

Георгий Данелия — один из самых известных и любимых отечественный режиссёров и сценаристов. Он создавал картины, которые сразу же после выхода попадали в категорию классики: «Джентльмены удачи», «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Кин-дза-дза!».

В автобиографии он предстаёт ещё и талантливым рассказчиком, от историй которого невозможно оторваться. Это сборник местами смешных, поучительных приключений и происшествий. В книге, конечно же, много о кино, но ещё больше о людях, жизни, философии и любви. Рассказы проиллюстрированы архивными фотографиями и рисунками.

9. «Замок из стекла», Джаннетт Уоллс 

Семья Джаннет считалась необычной. У них не было дома, и они перемещались по стране на старом автомобиле. Родители слишком ценили свободу и не доверяли капиталистическому укладу, чтобы иметь постоянную работу. Четверо детей, хоть и росли в любви, часто оказывались предоставлены сами себе. Они не знали, что будет вечером на ужин и будет ли он вообще.

Автор долго не хотела рассказывать о своём странном детстве, но решилась на это для того, чтобы избавиться от демонов прошлого и принять себя. Мемуары сделали её одной из самых известных журналисток США и подняли целую волну вопросов о том, каким должно быть правильное воспитание детей.

10. «Весёлый дом. Семейная трагикомедия», Элисон Бекдел 

Элисон Бекдел — художница, специализирующаяся на комиксах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что автобиографию она выпустила именно в формате графического романа. В нём говорится о детстве и уделяется много внимания отношениям с родителями.

Огромным потрясениям для девушки стало самоубийство отца, который, как оказалось, не до конца был честен со своей семьёй и не смог им открыться. Другой важной темой стала сексуальная ориентация Элисон и то, как она свыкалась с собственным телом. Структура комикса похожа на лабиринт. Автор часто возвращается к упомянутым ранее темам, добавляет туда новую информацию и освещает с нового ракурса.

11. «Просто дети», Патти Смит

История Патти Смит — это отражение целой эпохи. Она описала в книге лишь небольшую часть своей жизни, конец 60-х — начало 70-х годов прошлого столетия. Но за это время в мире произошли невероятные по своему масштабу события: высадка на Луну, расцвет хиппи, фестиваль Вудсток.

Молодость Патти проходила именно в этот период. Она сочиняла песни, стояла у истоков панк-рока и общалась с Джеком Керуаком, Энди Уорхолом и Джимми Хендриксом. Но все эти великие личности не занимали её, потому что певица была влюблена. Она писала книгу об отношениях с фотографом Робертом Мэпплторпом, а получился исторический экскурс в жизнь поколения.

12. «Моя краткая история», Стивен Хокинг

Через четверть века после того, как профессор Хокинг кратко объяснил миру историю времени, он решил так же сжато рассказать о себе. Годами его осаждали журналисты и биографы, желающие раскрыть тайны учёного, и наконец-то он сдался. Мемуары, вышедшие в 2013 году, следуют за героем с самого раннего детства. Он рассказывает о воспитании, отношениях в семье и образовании.

Огромная часть книги посвящена науке. Тем не менее профессор так же откровенно отвечает на вопросы о личной жизни и болезни, которая полностью изменила для него мир, но не заставила сдаться или отказаться от любимой работы.

13. «Я — Малала. Уникальная история мужества, которая потрясла мир», Кристина Лэмб, Малала Юсуфзай 

Малала Юсуфзай — самая молодая обладательница Нобелевской премии мира в истории. Она жила под гнётом исламистской организации и боролась за право пакистанских девочек получать образование. Блог Малалы показался талибам настолько влиятельным и опасным, что они организовали нападение на неё, когда ей было всего 15 лет.

Её храбрость и вера в справедливость сделали девушку международным символом борьбы за равноправие и свободу. Вместе с журналисткой Кристиной Лэмб Малала поведала миру свою историю начиная с относительно спокойного детства, которое было прервано захватом власти исламистами и сменой режима.

14. «Продавец обуви», Фил Найт 

Основатель спортивного гиганта Nike, один из самых богатых людей планеты и филантроп, жертвующий миллионы долларов университетам, Фил Найт написал историю своей жизни в 2016 году. Его мемуары сразу попали в бестселлеры о бизнесе, потому что он честно рассказал о своём тернистом пути к успеху.

Всё началось с поездки в Японию, где ему приглянулся местный бренд кроссовок. Вдохновлённый идеей импортировать обувь в США, он вернулся домой и связался со своим бухгалтером. Так зародилась фирма и появилась самая известная в мире «галочка».

15. «Клуб лжецов. Только обман поможет понять правду», Мэри Карр

Клубом лжецов отец Мэри и его друзья называли вечера, когда они садились после работы в круг, пили пиво и травили байки. Мэри была единственной девочкой, которой позволяли присутствовать на этих мужских собраниях.

В своей дебютной работе Карр смело рассказывает о непростом детстве. В заброшенном уголке Техаса, где она жила, ей пришлось столкнуться с алкоголизмом, последствиями психического нездоровья и насилием. Не зная другой жизни, она всё же не хотела оставаться в этой дыре и карабкалась на свободу всеми силами.

​15 мемуаров, которые читаются запоем
Добавить в закладки
Хороший совет
20
Совет работает
1
Плохой совет