Главные ошибки при сборке игрового компьютера
Главные ошибки при сборке игрового компьютера
Процесс сборки и настройки комплектующих постепенно упрощается. Теперь даже неопытный новичок смело берется за сборку игрового компьютера. Но такая доступность играет и обратную роль: чем больше пользователей имеют дело с внутренним устройством системника, тем больше случается курьезов. Хотя универсальных инструкций не бывает, можно предупредить об основных проблемах, чтобы спасти домашнего энтузиаста от неверных решений. Есть несколько распространенных ошибок, которые чаще всего допускают при сборке системы — покажем и расскажем, как их обойти стороной.
Чаще всего ошибки случаются при выборе основных комплектующих: процессор, видеокарта, система охлаждения. Мы насчитали 12 распространенных заблуждений в подборе игровой электроники, все они могут стать причинами ошибок, допущенных при сборке нового компьютера.
Ошибка №1. Дорогая материнская плата — моветон
Есть мнение, что материнская плата не несет полезной нагрузки в выборе комплектующих. Гораздо выгоднее подобрать мощный процессор, видеокарту или побольше накопителей, чтобы хранить домашнюю коллекцию кинофильмов. В конце концов, компьютер будет собран и почти готов к труду и обороне, но окажется, что половины ожидаемых функций в нем нет и не будет.
Не распаяли разъемы для подключения модной ARGB-подсветки, мало коннекторов для питания корпусных вентиляторов, не хватает USB-разъемов на задней панели или скудный набор SATA — как минимум с такими «безобидными» мелочами столкнется экономный владелец при выборе материнской платы из бюджетного сегмента.
Главная причина, почему не стоит экономить — это нестабильные тактовые частоты процессора и перегрев системы питания. Подсистема VRM — это самая важная часть в схематике платы. Она питает процессор и от нее зависит стабильность системы, работающей под нагрузкой. Если система питания процессора перегреется, то автоматика снизит максимальную мощность главного потребителя энергии, и производительность резко упадет. Материнская плата с надежной VRM лишена этих недостатков.
Не забываем и про возможность разгона: все идет к тому, что без разгона уже не работает ни один компонент сборки. Некоторые из них разогнаны с завода, но многие приходится доводить до ума самостоятельно. Поэтому сейчас даже говорят не «разгон», а «настройка» — звучит понятнее и безопаснее. Это тоже напрямую зависит от качества материнской платы.
Ошибка №2. Для игр нужно как можно больше ядер
С процессорами все просто: не так важно количество ядер, как их мощность. Мы уже изучали, сколько потоков достаточно для современной игровой сборки. И, как ни крути, вкупе с почти топовой видеокартой RTX 2070 Super хорошо показывает себя даже четырехъядерный процессор с выключенной функцией Hyper Threading. На равных частотах с разным количеством ядер разные модели показывают почти одинаковые результаты: ведущую роль в обработке игровых данных играет частота и одноядерная мощность (IPC). Чем она выше, тем эффективнее процессор «раскрывает» мощную видеокарту.
Для актуального гейминга можно остановиться на процессоре из среднего ценового сегмента, но с высокой тактовой частотой. Желательно выбирать модели с разблокированным множителем, тогда через пару лет можно будет запросто выжать из процессора еще 20-30% производительности и не покупать новый. А HEDT-платформы с «надцатью» потоками лучше оставить для серьезных рабочих систем.
Ошибка №3. «Дешевая» мощная видеокарта
Рынок графических ускорителей так устроен, что стоимость одной и той же модели может меняться в пределах нескольких тысяч. Поэтому в топ ошибок при выборе видеокарты входит самая распространенная — выбрать ускоритель, игнорируя качество системы охлаждения и компонентов. Дело в том, что, кроме основных характеристик, видеокарта имеет и другие неочевидные качества.
Видеокарты различаются системами охлаждения, количеством цепей питания и качеством проработки в целом. Как мы знаем, производительность графики зависит напрямую от частоты самого чипа, а также от частоты видеопамяти. Это регулируется автоматическими системами типа Turbo Boost, поэтому максимальная рабочая частота зависит от качества питания и охлаждения. Если вентиляторы и радиатор способны отвести достаточное количество тепла с чипа и держать нагрев в низких значениях, то видеоядро будет автоматически разгоняться до максимума.
Кроме того, качественная система охлаждает не только чип, но также микросхемы памяти и даже транзисторы в цепи питания. Как результат, стабильная работа видеокарты под сильной нагрузкой без перегрева и снижения частоты — производительность и тишина в одном флаконе. Прибавим к этому сортировку чипов по удачности и способность к андервольтингу — золотое сечение игровой сборки у нас в кармане.
Ошибка №4. Одна красивая планка оперативной памяти
Оперативная память — это основной склад информации для процессора, поэтому чем быстрее она работает, тем выше производительность в играх. Кроме каналов, за скорость работы ОЗУ отвечают тайминги и частота: чем больше мегагерц и ниже тайминги, тем быстрее оперативная память общается с процессором. Большинство пользователей отдают предпочтение «красивым» модулям, которые отличаются радиатором с замысловатыми формами и привлекательной RGB-подсветкой. Если обратиться к ассортименту, то окажется, что есть разноцветные и яркие комплекты памяти, но есть и модели с упрощенным внешним видом. При этом у них одна ценовая категория — это веская причина задуматься, почему и на чем экономят разработчики в угоду дизайну.
Дело в типе и качестве микросхем памяти. За характеристики чипов отвечает степпинг (B-die, C-die, M-die и т. д.). Чем круче степпинг, тем больше вероятность, что память сможет работать на высокой частоте. Перед покупкой лучше разобраться во всех категориях и понять, кто лучше, а кто хуже.
Ошибка №5. Купить блок питания на сдачу
Зачастую все игнорируют вопрос подбора правильного блока питания. Многие не видят смысла в покупке качественного БП потому, что не понимают последствий. И когда компьютер начнет пускать фейерверки, менять мнение будет поздно.
В основном, все дело в выборе максимальной мощности. Для этого сборщик прикидывает энергопотребление будущей конфигурации на специальном калькуляторе, и выбирает «питальник» по сухим цифрам. Все бы хорошо, если бы не разница в сертификации устройств. Максимальная мощность блока питания указывается суммарно для всех линий. Это значит, что условные 300 Ватт делятся на линии 3.3 В, 5 В и 12 В. Самые «прожорливые» части компьютера обычно работают только с 12 В — остальная мощность задействуется минимально. В итоге из 300 доступных Ватт компьютер получает в распоряжение только часть мощности.
Для того чтобы не путаться в обозначениях мощности, производители решили привести данную величину к общему понятию и придумали сертификацию 80 Plus. В буквальном смысле слова это говорит о том, что блок питания готов выдавать более 80% своей мощности только для питания по 12 В. Для каких-то моделей это всего 81%, а топовые и дорогие показывают до 95% КПД. Узнать, чем опасен недостаток мощности БП лучше в теории, а не на практике, поэтому блоки питания с сертификацией 80 Plus — единственное правильное решение в игровой сборке.
Ошибка №6. Самый шустрый накопитель даст прибавку FPS
Твердотельные накопители стали доступнее, чем несколько лет назад. Если до недавних пор ставить SSD под игры было роскошью и диковинкой, то сейчас каждый старается выделить под них хотя бы 500 шустрых гигабайт. Ведь твердотельный диск исключает проблемы, которые создает медленный HDD: фризы, подергивания, долгая загрузка карт и проваливающиеся текстуры пропадают после того, как игра переедет с классического посыпавшегося винчестера на новый SSD.
Как показывает практика, качественный SATA SSD ведет себя не хуже, чем более скоростной SSD NVME: скорость загрузки игр остается прежней, а количество кадров в секунду не прибавляется. Однако при использовании свободного разъема М2, процессор выделяет для диска линии PCIe, которых иногда и так не хватает в настольных платформах. Поэтому шустрый NVME лучше оставить под систему, а для игр, которые могут занимать на диске по 150 ГБ и больше, подключить неплохой SATA SSD, чтобы не занимать шину PCIe. В таком случае конфигурация выйдет даже дешевле, а сэкономленную сумму можно потратить на другие комплектующие.
Ошибка №7. «Башня» решает проблему с высоким нагревом
Еще одно распространенное заблуждение — выбирать охлаждение для процессора по названию. Если в наименовании присутствует «башенный», то кулер автоматически становится крутым. Но здесь такое не работает. Дьявол кроется в деталях — крутость зависит от качества исполнения, расчетной мощности и материалов. Если для слабого процессора хватит кулера с алюминиевой подошвой, то игровому подавай медную.
Мощность современных процессоров спокойно переваливает за 200 Ватт, что уже довольно серьезное испытание для большинства существующих систем охлаждения. И простенькая башня с парой тепловых трубок станет первой причиной троттлинга процессора. А дальше будет снижение производительности, повышенный шум и поломка комплектующих из-за перегрева.
При сборке компьютера нужно учитывать не только заводские характеристики процессора, но и его максимальный TDP в заводском разгоне. Например, процессоры Intel регулируют частоту процессора с помощью Turbo Boost, но также позволяют ядрам работать с еще большей частотой, если температура остается в безопасных рамках. Так работает Intel Thermal Velocity Boost. Выбирая качественное охлаждение, мы позволяем процессору работать быстрее и выдавать больше производительности на тех же настройках.
Ошибка №8. Больше оборотов не значит лучше
Когда сборка подходит к завершению, владелец, окрыленный счастьем, забывает о самом главном: чтобы добиться максимальной производительности, нужно эффективно наполнять корпус свежим воздухом. И здесь принцип «больше — лучше» не работает, из-за чего неопытный пользователь часто совершает ошибки.
Вот почему:
Корпусные вентиляторы отличаются не только размерами, скоростью и типом подсветки, они имеют и другие важные параметры. Объем воздуха, который вентилятор прогоняет через себя за определенный промежуток времени, измеряется в кубических футах (CFM). Чем выше это значение, тем легче вертушке забрасывать прохладу в корпус. Эти характеристики зависят от размера и формы лопастей. В то же время, настройка вентилятора может дать и обратный эффект, когда объем прокачиваемого воздуха меньше, но давление, которое создает вентилятор с помощью воздушного потока, выше. Такие модели применяются для охлаждения в системах, где вентилятор должен продувать, а не обдувать. Например, для охлаждения радиатора в СВО или на процессорной башне.
Для корпусного охлаждения важно не только количество прокачиваемого воздуха, но и его организация. Выбирая вентиляторы с высоким показателем CFM (объем воздуха в футах), нужно ориентироваться на их количество и расположение в корпусе. Существует два типа давления воздуха в корпусе: избыточное и недостаточное. Положительное давление позволяет наполнить весь корпус прохладным воздухом, а отрицательное давление направляет потоки практически напрямую от впуска к выпуску.
Воздух в блоке должен циркулировать постоянно. Для этого в корпусе предусмотрены отверстия для вдува и выдува. Чтобы создать положительное давление, необходимо установить на впуск больше вентиляторов, чем на выпуск. Если не получается играть количеством, то можно компенсировать качеством: повышаем обороты впускных вентиляторов и снижаем скорость выпуска. Идеальной формулы не существует, но можно начать с пропорций 60/40, где при 60% оборотов впускных вертушек выпускные будут работать всего на 40%.
Ошибка №9. Избавляемся от «мини»
Если идет речь о сборке компактного офисного зверька или домашнего мультимедийного центра, то вопрос о выборе корпуса можно закрывать. Но для мощной игровой сборки придется повыбирать.
Неопытные сборщики совершают грубые ошибки, когда подбирают корпус по количеству вентиляторов или наличию блока питания в комплекте. Стоит запомнить: блок питания там будет посредственный и вообще огнеопасный для мощной сборки, а вентиляторы вряд ли порадуют тихой и эффективной работой. Но и это еще не самое главное — выбирая дом для игровых комплектующих, нужно обратить внимание на вместимость корпуса: в него должна помещаться даже самая габаритная видеокарта и несколько стандартных накопителей. Также должны быть продуманы специальные отверстия и каналы для прокладки кабелей от БП к материнской плате и другим комплектующим.
Чтобы избежать проблем с охлаждением, лучше присмотреть корпус без сплошной передней панели — чтобы в систему проникало как можно больше прохлады. Также стоит предусмотреть защиту от пыли, тогда уборку системы можно проводить намного реже, потому что комплектующие не будут задыхаться от «войлока» на вентиляторах и радиаторах. Не забываем о том, что хороший корпус — это толстый металл и звукоизоляция. И только после того, как предыдущие правила выполнены, можно обратить внимание на подсветку и все, что с ней связано.
Ошибка №10. Дайте пикселей, да побольше
Горячая тема — какой монитор выбрать для домашней сборки. Как всегда, кто-то радеет за количество пикселей, а другие советуют не гнаться за цифрами и обратить внимание на качество матрицы и дополнительные функции.
На этот вопрос однозначно не ответить. Для работы с контентом, пользователю нужна точная цветопередача, правильная контрастность и равномерная подсветка. В мониторе для игр главное — это разрешение. По крайней мере так думают многие. Но, сталкиваясь с 4К на практике, геймеры часто сомневаются, стоит ли переплачивать за то, что пока еще ни один современный игровой монстр не может вытянуть на приемлемых условиях. Потому что «золотые» 1080P не включишь — будет мыло, а в 4К выше 30 кадров еще никто не видел.
Ошибка №11. Сказали, что для игр только механика
Сложно сказать, что «для игр», а что нет. Правильнее выбирать то, что удобнее конкретному геймеру. Здесь нет однозначного ответа потому, что тактильные ощущения и ожидания индивидуальны для каждого. Впрочем, как и чувство скорости отклика.
Считается, что для энергичных игр, таких как Counter Strike и или Overwatch, лучше подходят механические клавиатуры — игрокам проще контролировать скоростные нажатия. В то же время, механика не отличается тихой работой: соседи по панельному дому всегда будут в курсе, когда началась или закончилась очередная баталия.
Для кого-то будет удобна даже мембранная клавиатура. Тем более, что они бывают в разных исполнениях: просто мембранные, плунжерные и с добавочным механизмом «бабочка». И, если последний вариант скорее подходит для компактных моделей с коротким ходом клавиш, то остальные вполне способны заменить механику.
Ошибка №12. Беспроводная мышь ужасно тормозит
Сколько пользователей, столько и мнений, но безоговорочно утверждать, что беспроводной интерфейс напрочь убивает киберспорт, не стоит. Беспроводные мыши, клавиатуры, джойстики и другие устройства, использующие беспроводную связь, чаще всего работают в диапазоне 2.4 ГГц. Цифра знакома многим — на этой частоте работают роутеры. Если устройства займут в сети одинаковые каналы, то в некоторых случаях возможны сбои и подтормаживания. Вероятно, с этим и сталкиваются многие пользователи. Если же избегать подобных интерференций, то никаких проблем с качеством работы мыши не возникнет.
Если рассматривать разницу между проводной и беспроводной моделью в плане удобства, то здесь есть различия, и выбор зависит от требований юзера. Беспроводная мышь всегда тяжелее проводной потому, что аккумулятор или батарейки добавляют вес. Но проводная непременно будет «бесить» упрямым хвостом. Если это не паракорд.
Зато предельное внимание к качеству и параметрам сенсора будет верным шагом. Выбирайте беспроводную мышь с топовым датчиком и высокой частотой опроса, тогда идеальный отклик и плавность движений как в играх, так и в работе гарантированы.
Коротко о главном
Сборка игрового ПК кажется простым занятием, но вскоре пользователь понимает, что несмотря на тщательную работу, он допустил много ошибок: купил не тот диск, установил слабое охлаждение или прогадал с размерами корпуса. Чтобы не разочароваться в выборе, нужно взять себя в руки, спрыгнуть с крючка маркетологов и начать думать самостоятельно. Мы рассказали о самых частых ошибках, которые совершают неопытные пользователи. Информация очень подробная, поэтому подведем краткие итоги для закрепления материала.
- Современным играм все еще хватает четырех ядер, но мы возьмем шесть, чтобы было с запасом.
- Материнская плата сильно влияет на сборку: в бюджетных моделях всегда экономят на разъемах, качестве компонентов, аудиочипах и, конечно, качестве работы силовых цепей.
- Кроме основной мощности видеокарты, нужно обращать внимание на качество исполнения. Без хорошего охлаждения всех компонентов ускорителя толку от мощного чипа будет мало.Оперативная память не гирлянда. Лучше выбирать ее по качеству чипов и заводскому профилю XMP, а не количеству диодов в подсветке.
- Не забываем про качественное питание компонентов — блок питания берем не на сдачу, а как можно качественнее.
- Чтобы процессор не троттлил, выбираем СО с запасом; а чтобы не перегревалась видеокарта, создаем правильные потоки в корпусе.
- Монитор можно выбрать любой, но с разрешением 1080P и дополнительными «фишками» гейминг будет комфортнее.