Декабрьская шпаргалка
Декабрьская шпаргалка
Ей можно пользоваться не только в декабре, а прям до марта. Её можно дописывать. Из неё можно выдергивать то, что подходит, а неподходящее выбрасывать.Очень условно разделим себя на три кубика – кубик тела, кубик психики (весь этот клубок трудноразличимых чувств) и кубик мыслей. На самом деле всё сложнее, каждый кубик неразрывно переплетен с остальными двумя, но – условно.
Чтобы выжить в ноябре и декабре, нам нужно чем-то наполнить каждый кубик. Потому что, если мы пустим всё на самотек, они заполнятся мрачной и неподвижной тоской. Усталостью и тревогой.
Что нужно телу?
Двигаться. Гулять. Неподвижность в замкнутом пространстве для тела разрушительна – а значит, и для нервной системы в целом. Так что – выходим на улицу, ищем лазейки в рамках существующих ограничений, если можно в парк, то в парк, если в парк нельзя, то хотя бы вокруг дома, по-старушечьи постоять у подъезда, выбраться ночью, когда никто не видит.
В Чехии, например, по вечерам можно удаляться от дома, только если гуляешь с собакой – и некоторые бессобачники носят в кармане поводок с ошейником. Собачка? Ой, вот убежала, ищу. Нарушают, да, мы их осуждаем. Но, с другой стороны, одна девочка даже спала в маске и мыла продукты из магазина хлоркой, и все равно заболела (хотя сейчас уже выздоровела). Утренние получасовые прогулки вокруг дома. Прогулки перед сном. Любые домашние тренировки - через силу, через zoom. Без интереса. Без веры в успех.
Легкая зарядка. Пятнадцатиминутная растяжка. Телу нужно 4-5 часов активного движения в день, иначе дефицит движения накапливается, вызывая апатию и физическую боль. Давайте посчитаем, сколько мы ему недодаем в условиях зимы и квартиры. Ужаснемся и отдадим ему хотя бы эти 15-20 минут, пусть выдаст нам эндорфинов.
Новые картинки, вкусы и запахи. Мозгу нужна новизна – видеть что-нибудь новенькое, слышать, нюхать и трогать. Когда мы все время скользим взглядом по привычным углам и стенам комнаты, психика погружается в апатию. Смену картинок на экране ноутбука - нет, не то.
Поэтому добавляем ярких пятен, любых визуальных стимулов, самых абсурдных. Зимние букеты, глянцевые картинки, шишки и мандарины. Полотенце душераздирающего салатового цвета – пусть выходит на сцену, настал его звездный час. Постельное белье в алых розах. В конце концов, можно каждую неделю понемногу переставлять мебель. Вся новогодняя мишура, какая есть в доме, ёлочные шарики и гирлянды – в этом году я бы вытащила их уже в середине ноября. И каждые пару недель перевешивала с места на место.
Готовить новое. Нюхаем, как пахнет лимон в сочетании с тмином, черный перец, корица с имбирем и так далее. Можно поставить кастрюльку, налить в нее немного воды, бросить туда лимон, корицу, гвоздичные зернышки и поставить на мааааленький огонь – и вот уже на дом сошел дух Рождества. А можно в кастрюльку кофе и анис с кардамоном. В общем, направление понятно.
Слушать музыку. Переслушивать любимую, экспериментировать со странной. Классика, рэп, альтернативный рок, гавайское регги. Не надо выключать на первой же минуте со словами: «Фу, не мое!» - выключите на второй минуте, и вот уже ухо выиграло целую минуту новизны.
Подолгу стоять под теплым душем. Чтобы все тело ощущало новизну и приятное покалывание от струек. Не буду давать умильного совета "обниматься с детьми и партнерами, валяться и делать друг другу массаж». В идеальном мире, конечно, все с утра до ночи так и делают. Но мы не там. Хорошо, если мы просто будем вежливы и не переубиваем друг друга. Мы помним, да, что у нас еще остаются два кубика? Психика и мысли. Ещё пара советов для них, и остановимся.
Разговаривать голосом с людьми. Не с теми, кому «надо позвонить», а кого хочется услышать. Вот прямо взять и поговорить – не перепиской в вотсапе, не в zoom, а как разговаривали наши деды. Поскольку техника с тех времен подросла, можно включить их на громкую связь – оказывается, голоса близких, заполняющие комнату, имеют совершенно магическую силу. Замена груминга в наши нелегкие времена. А особенно, если в комнате уже пахнет лимоном и гвоздичными зернышками.
Ныть. Нытье – это не «гадость» и не «отвратительно», а прекрасный способ сбросить напряжение, когда все вокруг непонятно и сделать все равно ничего нельзя. Превратить внутреннее страдание в слова, перерассказать его десять раз, адаптироваться и в конце концов от него освободиться. О пользе нытья я собираюсь написать уже полгода, и я напишу – потому что это красивый и творческий акт. Пока же запомним, что наихудшее – это пытаться молча, стоически стиснув зубы, переживать усталость, боль и страх.
Утешать других. Это процесс, зеркальный нытью, и они прекрасно идут рука об руку. Как всем нам известно, хочешь успокоиться сам – успокой другого, расскажи ему умиротворяющую историю и сам в нее поверь. Успокаивая других, мы включаемся в «родительский режим», и тут уж мозг старается, он знает, что мы, как родители, должны оказаться на высоте – даже память начинает работает лучше.
Наблюдать за собой. Даже самые беспросветные дни делятся на часы или минуты, когда вообще невыносимо, и на те, когда еще терпимо. Например, утром после кофе и завтрака. Или вечером, когда все уже спят, кроме нас. Так вот - не будем загружать эти драгоценные минуты работой, дистанционной учебой детей и домашними делами. Оставим их себе. Это единственные глотки сил, которые у нас есть, и никому они не нужны так, как нам самим.
И давайте еще раз перепроверим, что дома у нас есть место, где спрятаться, поставить ноутбук и свою чашку чая и положить блокнот. Хотя бы на полчаса. И это не кухня и не туалет. Ладно, пусть туалет. Такие времена. Ну и последнее – и самое важное, как водится.
Давайте снизим уровень ожиданий. От себя, а потом от других. Радикально. Чего можно всерьез требовать от людей, которые давно от перегрузок забывают о назначенных встречах, невнимательно читают сообщения, путают даты и окна чатов. А расписание детских занятий вообще слиплось в какой-то невообразимый клубок. Пощадите. Жизнь я бы тоже пощадила и не стала ждать от нее многого этой зимой. Будет как-то. Средне. Хорошо, если горячая вода, электричество и интернет. Рано или поздно мы вернемся – не в прежнюю, но в какую-то другую жизнь. Она уже кое-где прорастает под мокрым ноябрьским снегом. Вот перезимуем и подберемся к ней.